Мемы меняются каждый день, но легко ли отследить глобальные изменения в индустрии? Смена эпох – хороший повод, чтобы подвести черту. “Мемепедия” вспоминает, какими были мемы 2010-х годов и прогнозирует, какими они могут стать в следующем десятилетии.
Эпоха зумеров
В мире мемов уходящее десятилетие было эпохой миллениалов. Мы выросли с Гарольдом, лягушонком Пепе и Грустной кошкой. Мы приручили эти мемы и научились их монетизировать. Мы любим все эти мемы за их простоту.
Точно так же, как люди из Поколения X познавали мир через демотиваторы и Rage-комиксы, мы придумывали новые танцы, спорили о цвете платья и смеялись над обзорами Макса +100500.
Следующие десять лет принадлежат зумерам. Они потребляют намного больше информации, чем предыдущее поколение (и поэтому с легкостью придумывают новые жанры). Они любят постиронию за то, что ее не понимают старшие.
Мы должны смириться с тем, что происходит сейчас с мемами. Молодые больше не сидят в твиттере и не понимают наших шаблонных шуток. Они не делают фотожабы, они “прожаривают” и искажают скучные картинки. Если нам не нравится такой подход, это не значит, что мемы плохие. Просто мы устарели.
Быстротечность мемов
Мемы умирают. Согласно последним исследованиям, средняя продолжительность жизни мема – 4,017 месяца. Но на деле большинство из них не проживают и недели.
Если в 2000-х годах мемов было не так много, да и воспринимались они как часть обособленной субкультуры (как минимум, тех немногих людей, которые имели доступ в интернет), то сейчас – их огромное, невероятное количество.
Это происходит, потому что мемы превратились в индустрию. Пользователи Reddit или паблики в соцсетях производят тысячи новых картинок в день в надежде, что хоть одна из них станет популярной. СМИ пишут про мемы, даже самые скучные, потому что это хайповая тема. Бренды шутят шаблонно и часто с опозданиями. Но в итоге по-настоящему культовыми мемы становятся случайно, без какого-либо вмешательства извне.
На Reddit, крупнейшем мем-конвейере, в 2018 году предсказали крах экономики мемов. По мнению пользователей, во всем виноваты так называемые норми. Но это не какие-то абстрактные люди, которые не умеют шутить. Это все мы: избалованные, ненасытные, мы, которые хватаемся за каждый мем, но не успеваем его полюбить. И уже через несколько дней беспощадно бросаем его на произвол судьбы.
Читайте также:
“Раньше за любой превед медвед хватались”: Чилик о создании, монетизации и будущем мемов
В следующем десятилетии тенденция, конечно, продолжится, и ничто не способно ее переломить. Единственный просвет в этом царстве тьмы – новые люди с новым мышлением. Те самые зумеры, которые, как нам кажется, “поганят язык” и “убивают мемы”. На самом деле они их спасают.
Мемы в маркетинге
В 2010-х годах мы научились монетизировать мемы. Любой СММ-щик знает, что нет ничего лучше для разогрева аудитории, чем смешные узнаваемые картинки. Поначалу к этому относились с подозрением. Но к середине десятилетия в обществе сформировалось понимание, что мемы – это серьезно.
Сотни научных исследований, магистерских диссертаций и школьных рефератов не прошли зря. Мы смогли доказать неверующим, что мем – это и политический инструмент, и жанр искусства, и двигатель торговли.
Взгляните на любое современное издание. Все, от бьюти-журналов до деловых газет, пишут про мемы. Еще три года назад никто бы не додумался завести для таких материалов специальную рубрику. Но сейчас даже проходная публикация соберет тысячи просмотров, если написать слово «мем» в заголовке.
Что будет дальше? Мемы проникнут в маркетинг еще глубже. В конце 2019 года издание Forbes констатировало конец эры блогеров. Инфлюенсеры больше не помогают продвигать товары и услуги, на их место приходят мемы. Не случайно рекордсменом по лайкам в инстаграме стало обычное яйцо. Без мемов это было бы невозможно.
Это относится не только к прямым продажам онлайн-магазинов и сбору трафика в интернете. Мемы есть там, где есть хайп. Уже сейчас молодые музыканты понимают: чтобы стать известным, нужно стать мемом. То есть выпустить максимально вирусную песню с прилипчивым припевом, запустить танцевальный флешмоб. А то и спродюсировать какой-нибудь скандал.
Опыт Илона Маска в работе с мемами очень показательный. Зачем тратить миллионы долларов на рекламу, если можно сделать что-то, что станет мемом? Например, смешной и нелепый Кибертрак. Спустя всего пару дней после презентации предприниматель получил 147 тысяч заказов. Навряд ли эти люди узнали о машине из рекламы.
Эпоха депрессивных мемов
Мемы это весело? Совсем нет. На большинстве популярных шаблонов изображены грустные персонажи. Все эти десять лет мы учились скрывать боль, как Гарольд, ставили на аватарки грустного Пепе.
Вспомните главные мемы десятилетия: Киану Ривз на лавочке, Ждун, Grumpy Cat, Упоротый Лис, собака в огне. Все они транслируют если не грусть, то беспомощность или психическую усталость.
Боль всегда лежала в основе смеха, и это нормально. Мы смеемся, когда кто-то падает или сходит с ума. Но еще больше мы любим смеяться над собой. В 2010-х годах это было заметнее всего.
Читайте также:
От улыбки до сарказма: анатомия смеха в мемах
Издание MEL Magazine называет уходящую эпоху эпохой депрессивных мемов. Мы не просто грустили, мы желали себе смерти. И называли “жизой” все, что описывает наши страдания.
Лишь в последние два года несколько людей смогли переломить ход истории. Это все тот же Илон Маск, который никогда не унывает и получает кайф от всего, что делает. О какой скуке можно говорить, если ты приходишь в суд, чтобы отстоять право развлекаться в твиттере?
Это и Киану Ривз, который сумел “реабилитироваться” после грустных фотожаб. Теперь актер ассоциируется исключительно с фразой “Ты потрясающий!” Приятно же, когда в мемах тебя хвалят, а не жмут на болевые точки. А гений-Кодзима? Вы когда-нибудь видели его без улыбки?
Зумеры привнесли в мемы немного безумия. Они устали от бесконечного нытья миллениалов. Они не хотят вспоминать прошлое, они хотят танцевать в Тиктоке и коверкать слова ради смеха. И это хорошо: все-таки мемы должны приносить радость, а не отчаяние.
Сторителлинг в мемах
Да, в 2000-х годах мемы были ярче и жили дольше. Но все они были одинаковыми. Сотни фейсов, тысячи эдвайсов с кислотным фоном и все такое. В 2010-х мы научились делать из мемов истории.
Вспомним последний пример: мем с женщиной, кричащей на кота. Сколько пародий на него вы видели? Сколько артов, косплеев и альтернативных версий появилось по мотивам одной картинки? С помощью сторителлинга мы продлеваем жизнь мема, и это важный позитивный шаг.
Читайте также:
“Этот мем никогда не умрет”. 60 лучших воплощений мема с озадаченным котом
Еще пример: мем про парня, который оборачивается при виде девушки. В 2017 году из него умудрились сделать целый веб-сериал, за которым было интереснее наблюдать, чем за многими ТВ-шоу.
Завершение, которое мы все ждали
За эти десять лет мы научились воскрешать старые мемы. Но не просто воскрешать, а делать их другими. Гифку с моргающим парнем вернули из 2015 года и трансформировали в новый мем – “Первый парень, который…”
Что будет дальше? Мемы станут более трансмедийными, то есть смогут приобретать все новые формы в разных медиапродуктах. Уже сейчас на основе мемов делают игры и шоу в ютубе. А самые безумные превращаются в музыкальные фестивали. В следующем десятилетии можно ждать действительно больших историй. Например, полноценный сериал по мотивам мема.
Постирония в мемах
Постирония, пожалуй, самый очевидный тренд последних лет, который предопределил развитие мемов на долгие годы вперед. Абстрактные, сюрреалистичные, упоротые – называйте их как хотите. Главное, не сбрасывайте со счетов.
Такие мемы появились, потому что люди устали от классики. Устали от депрессивного нытья. Устали от текстов сверху и от однотипных шуток. Постирония высмеивает всё это. Она превращает в мем то, что раньше никогда бы им не стало.
Читайте также:
Постирония и абстрактные мемы. Как развивалась культура щитпостинга в рунете
Это, конечно, не чисто новое явление. Щитпостинг был популярен на Западе в нулевых, тогда же в рунете форсили “падонкаффский язык”. Но тогда и мемы казались особенным, уникальным явлением.
Постироничные мемы популярны у нынешних подростков, потому что они отличаются от классических. Их не понимают взрослые. Про них почти не пишут СМИ. Это обособленный мирок, который создали себе зумеры. Но как долго он продержится? Неважно. Умрет этот жанр – придумают что-то новое.
Новые жанры
Новые жанры, формы, темы – люди идут на что угодно, чтобы сохранить мемы. Это и глобальные тренды, такие как постирония. И более мелкие, почти незаметные нововведения.
В последние годы стали популярны микромемы. Это когда в основе лежит не картинка, а сам текст над ней. Люди берут одну конкретную ситуацию и превращают ее в мем.
Не крутится колесо в магазинной тележке? Задолбало, что качество изображения ролика хуже, чем качество рекламы? Бесит, когда при укусе бургера все вываливается с обратной стороны? Всю эту боль можно передать с помощью мемов.
На смену фотожабам приходят искаженные картинки. Теперь мало кто пересаживает лицо персонажа на другие фотки. Но любую известную пикчу можно с легкостью превратить в новый мем. Например, взять Киану Ривза и сжать его до размеров ребенка.
Читайте также:
Вечные мемы: какие мемы не теряют популярность и становятся классикой
Мемы становятся разнообразными, сложными, и от этого их тяжелее понимать. Кто-то видит в этом минус. У молодых мемеров наверняка другое мнение.
Раньше в почете были простые, понятные картинки. Гарольд выражает боль сквозь улыбку, Киану Ривз на лавочке – воплощение депрессии и уныния. Сейчас этого уже недостаточно. Надо обязательно сделать много панелей и добавить три слоя текста. А если хотели попроще – вот вам квадратная овца из “Майнкрафта”.
С героями мемов тоже не все так просто. Раньше ими в основном становились знаменитости: актеры, персонажи, певцы. Теперь можно зафорсить малоизвестного стримера или героя рекламы 2016 года. А то и вообще картофелину.
Новые площадки
Меняются не только мемы, но и площадки. Если 2010-е годы были эпохой ютуба, то следующее десятилетие – за Тиктоком.
Ютуб внес очень большой вклад в развитие мемов рунета. Вспомните хоть одну русскую вирусную фразу – в 99% случаев она будет из какого-то обзора Макса +100500. В середине эпохи волну популярности оседлали вайнеры, которые позже перебрались в инстаграм.
Тикток — платформа молодых. По данным GlobalWebIndex, 41% всей его аудитории – люди от 16 до 24 лет. В России же основная часть пользователей (40%) младше 18 лет. С каждым годом Тикток стремительно набирает вес. Пока что самые популярные ролики этого сервиса не оказывают большого влияния на мем-индустрию.
Но уже сейчас в Тиктоке малоизвестные исполнители становятся звездами, а обычные люди – героями мемов. Развлекательное приложение формирует целые молодежные субкультуры.
Несвободные мемы
Мемы перестали быть свободными, и это самая негативная тенденция прошедших лет. В России нельзя просто так взять и пошутить про Иисуса, потому что это может оскорбить чувства верующих. Нельзя нарисовать комиксы про геев, потому что можно попасть в тюрьму за пропаганду гомосексуализма.
Если бы десять лет назад нам сказали, что в интернете будет столько ограничений, многие бы ни за что не поверили. Но сначала все привыкли к штрафам за мат в СМИ и замыленным картинкам ВКонтакте. А теперь и реальные приговоры за пост или мем уже не кажутся чем-то фантастическим.
Читайте также:
“Ор в законе”: как в рунете обсуждают уголовные дела за мемы
На Западе наблюдаются те же тенденции. Нельзя красить лицо в черный, потому что за блекфейс могут обвинить в расизме. Инстаграм удаляет любой контент с самоповреждениями и суицидом. Даже мультяшный Джерри, который бьет Тома молотком, теперь под запретом.
Бренды и блогеры становятся осторожнее. То, что раньше воспринималось как шутка, теперь может оскорбить потребителей и привести к потере денег.
Теперь шутить на любые темы и выпускать контент без цензуры становится героизмом на грани с безумием. Цените этих смельчаков, ведь с каждым годом им будет все сложнее.
Эпилог
За прошедшие десять лет интернет-мемы стали неотъемлемой частью культуры и жизни общества. Они влияют на то, как мы говорим и как понимаем юмор. Они учат новому, выражают наши эмоции, помогают в жизни. Никто больше не игнорирует мемы, все ищут способы их использовать.
Мемы эволюционируют и подстраиваются под запросы общества. И новые поколения по-новому самовыражаются с их помощью. Это естественный процесс, который не нужно бояться. Ведь мемы – это и есть наша жизнь.
Статья весьма интересная. Конечно, преувеличили немного с превосходством зумеров над бумерами и миллениалами (будто зумер и приложил руку к статье), и про превосходство TikTok над Ютубом, но анализ самых разных аспектов мемов неплохой.
А КАК ЖЕ МЕТАМЕМЫ?
ну все описанное существует с 2013 года, в том числе миллениалы через абсурдизм прожаривающие других меллениалов. В 2020 нет ничего такого, чего еще не было хотя бы в 13-16 году(не мейнстрим)
Интересный факт: нормис – это большинство из любого поколения, в том числе и зумеров. Например, их мемы в стиле “Никто: ; Я: *метаироничный мем*” или “Девушки: Х; Парни: *метаироничный мем*”