Мем в среднем живет четыре месяца и еще немножко. 4, 017 месяца, если быть настолько же точными, насколько точен журналист и писатель Джо Вейкс, который провел собственное исследование, посвященное жизненному циклу мемов.
К теории относительности мемов
Джо, известный как смелый экспериментатор (например, однажды он сообщил всему интернету свой пароль от Фейсбука), заявляет, что его исследование – шаг к завершению “теории относительности мемов”. Вопрос, на который он ищет ответ, выходит за рамки простого вычисления средней продолжительности жизни мема. Стали ли мемы сменять друг друга быстрее сами по себе или это вся наша жизнь так ускорилась?
Отчет об исследовании, опубликованный в сетевом журнале о власти, культуре и будущем The Outline, оформлен по всем правилам академического протокола: с абстрактом, обзором предыдущих исследований и описанием методологии. В абстракте будущий Эйнштейн от меметики ностальгически вспоминает о временах, когда мы могли прокрутить свою ленту до конца и прочитать все, что в ней накопилось за день.
Теперь же каналы информации выходят за пределы пространства и времени, разворачивая перед нами бесконечный свиток вневременного контента, при этом новые сообщения появляются быстрее, чем их можно воспринять. Уже никто не сомневается в существовании такого явления, как Ускорение мемов… никто не сомневается, и в то же время это понятие – чисто гипотетическое. Вейкс упоминает исследования, проведенные до него – 2012 и 2017 года, но признает их результаты недостаточно доказательными, а эмпирическую базу – недостаточно обширной.
Настало время для более масштабного анализа, чтобы наконец доказать: мемов становится все больше, а их жизненный цикл все короче, а значит, Ускорение мемов – это не миф, а настоящий закон, такой же строгий, как законы физики.
На пороге эпохального открытия
На первом этапе Вейкс поставил перед собой задачу собрать как можно больше мемов. Он потратил день, выгребая данные из Википедии и Know Your Meme, дополняя их теми, что упоминаются в найденном на Youtube видеоролике об истории мемов. Все, что нашел, поместил в таблицу, которую назвал Незавершенной хронологией мемов с 1946 по 2018 годы, при этом выделив в развитии мемов особые периоды. Здесь Вейкс спорит с предшественниками, которые делят историю мемов на три эпохи: До-ироническую, Ироническую и Пост-ироническую.
У Вейкса хронология мемов начинается задолго не только до появления интернета, но и до появления понятия мема. Первый мем, попавший в таблицу – Кilroy was here («Здесь был Килрой»). До-интернетного Килроя, а также все мемы, появившиеся с 1946 по 2005 год, исследователь относит к эпохе прото-мемов. С расцветом социальных сетей, согласно его хронологии, начался Золотой век мемов, он продолжался с 2006 по 2012 год. Золотой век кроме прочих шедевров породил до сих пор узнаваемые Яростные фейсы.
В эпоху своего пика, которая продлилась всего три года, кроме «иронических» мемов, то есть мемов, в которых предметом иронии становятся сами мемы, появились мемы искусственные, в том числе рекламные – их создавали и агрессивно распространяли с целью заставить людей поверить, что это – мем (но нет). Начиная с 2016 года мы живем в эпохе пост-мемов: появились сюрреалистические, нарочито не смешные мемы, и кроме того, их теперь цинично используют как оружие в политической борьбе. (Интересно, что авторская гиперссылка ведет на расследование в “Нью-Йорк таймс” о рекламе в фейсбуке, которую проплатила Россия в год президентских выборов в Америке).
На следующем этапе с помощью сервиса Google Trends, Вейкс на основе запросов пользователей в Гугле отследил жизненные циклы мемов: когда они появились, когда достигли популярности, когда теряли популярность и умирали или, достигнув дна, вновь выходили на новый цикл развития уже с меньшей энергией и амплитудой. Так теннисный мяч, прежде чем совсем остановиться, несколько раз отскакивает от пола, но все ниже и ниже. Некоторые мемы проделывали тот же трюк – то теряя популярность, то вновь приобретая ее, не достигая нулевого количества запросов, как-будто бы в воздухе.
Вот например как на этом графике:
Все внушающие сомнения мемы были жестко отфильтрованы, поэтому итоговая таблица получилась короче первой. Вот она.
Согласно этим данным, средняя продолжительность жизни мема с 2006 по 2018 годы – 4.017 месяца (то есть 4 месяца и еще несколько часов). При этом в 2017 году эта продолжительность составляла 3.38 месяца, в 2018 году – уже 2.28.
Как менялась продолжительность жизни мема, можно видеть на картинке:
Как подобает серьезной академической статье, она содержит раздел оговорок и ограничений. Вейкс признает, что Google Trends несовершенен как инструмент, фиксирующий жизнь мемов, число мемов сейчас так велико, что все охватить невозможно, при этом самокритично заявляя, что плох в математике, и вообще «a big dum dum».
Несовершенство исследования – это наша последняя надежда. Потому что если результаты Вейкса окажутся верными, то нам придется поверить и в его алармистские прогнозы.
Мы все умрем
Мы астронавты, пытающиеся остаться в сознании во все ускоряющейся центрифуге контента, – утверждает Вейк. И обещает: все будет только хуже. Вскоре мемы станут появляться и умирать каждое мгновение. Скорее всего, они будут одновременно понятны всем и никому. В конце концов, мемы начнут потреблять и уничтожать все знания и ресурсы человечества. Тогда мы испытаем смерть Мема. Наша реальность, наконец, развалится, и огромная пустота поглотит нашу глупую вселенную.
Вывод, может, и слишком масштабный для исследования, сделанного на коленке в сервисах Гугла. Но зато достойный того, чтобы стать одним из кирпичиков в будущем стройном здании Теории Относительности Мемов.
Хмм
ГОЛОСОВАНИЕ ! ОПЯТЬ ПУТИН