Юмор – не единственный способ создать мем. Но самый верный. Что же делает мемы смешными? И какие шутки становятся мемами?
Боль как основа
В основе смеха лежит боль. Мы давно догадывались, а Томас Витч, доктор философии из Стэнфорда, свел это знание к формуле. Витч обозначил два условия для возникновения юмора: V (violation – нарушение) и N (normal -нормальный). Мы смеемся, когда видим нарушение принципов, например, моральных, но понимаем, что на самом деле все нормально.
Но хотим ли мы вообще замечать боль? От этого зависит то, какой тип юмора мы предпочитаем.
Французский философ Жиль Липовецкий считает, что юмор больше не скрывает боль, а просто по-своему описывает сверкающий вокруг нас дивный новый мир. Впрочем, из этого правила есть исключения.
Как шутить против течения?
Ссылаясь на Липовецкого, Джордж Влакос делит юмористические сообщества интернета на мейнстримные и андеграундные.
Андеграундная культура, напротив, демонстрирует нестандартный юмор. Число членов таких сообществ ограничено сознательно. Там опасаются, что наплыв новичков может разрушить уникальную субкультуру. Ограничений нет, что время от времени вызывает проблемы с законом. Отличительной характеристикой таких сообществ также является анонимностьДжордж Влакос
“Сарказм” и другие таблички
Юмор также различается по стилям – в зависимости от цели шутящих. Кто-то хочет просто развлечь других. Это юмор аффилиативный, то есть создающий общность. Кто-то с помощью юмора старается помочь себе и другим легче перенести трудную ситуацию. Кто-то шутя повышает самооценку за чужой счет (агрессивный юмор), а кто-то шутит над самим собой, таким образом пытаясь защищаться.
На этой типологии построили свое исследование юмора мемов тайские исследователи Вирия Тхэчарунгрой и Питчанат Нуанджиамнонг. Они с самого начала предположили, что агрессивными мемами люди делятся чаще. Но оказалось, что “пораженческие” шутки, приправленные самоиронией, также весьма виральны.
Есть множество других способов разложить элементы комического эффекта по полочкам и ящичкам. Например, классификация, предложенная Томом и Котанеску. Ознакомившись с их списком, к табличке “Сарказм” (пункт пять) можно прибавить еще шесть.
1. Сравнение – объединение двух или более элементов для создания юмористической ситуации.
2. Персонификация – приписывание человеческих характеристик животным, растениям и другим объектам.
3. Преувеличение.
4. Каламбур.
5. Сарказм.
6. Глупость.
7. Неожиданность
Читайте также
Том и Котанеску установили, что сарказм является самой популярной формой юмора в журналах, а глупость – в телевизионной рекламе. А вот в мемах, как выяснили уже все те же тайские ученые Вирия Тхэчарунгрой и Питчанат Нуанджиамнонг, глупость заходит плохо – “глупые” мемы, так же, как и мемы, построенные на принципе неожиданности, собирают мало лайков, шеров и комментариев. Что ж, мы знали: в любой непонятной ситуации пости котиков. То есть используй персонификацию.
Конь в пальто
Именно на приеме персонификации зиждется популярность моли и бобров, а также птиц и котов.
Нахальная поза птицы смешит, потому что напоминает многие другие нахальные позы, невозмутимость кота импонирует, потому что тоже хотим быть как этот котик, когда кто-то достает. Но фото становится еще смешнее с подписью:
Вы хотите поговорить о нашем боге – Эдгаре По?
Птица и кот как будто пародируют людей. Подпись подкидывает дровишек, предлагая узнаваемую ситуацию.
Иногда для создания комического эффекта достаточно надеть на животное какой-нибудь элемент одежды человека или просто заставить животное делать то, что обычно делает человек. Как в старом ролике, снятом в конце девятнадцатого века, который стал бы, безусловно, первым мемом с котиками, если бы у людей была возможность распространять это видео самостоятельно.
Читайте также
Персонификация – старый комический прием, и первые попытки его осмыслить были сделаны несколько веков назад. Мемепедия обратилась к Питеру Джонсу, преподавателя кафедры истории в Университетском колледже Лондона.

Питер – специалист по средневековью, и его научный интерес связан с тем, как смеялись люди в средние века. Оказывается, первые смешные мемы с животными появились не где-нибудь, а на полях церковных книг!
Смеяться не грешно
Есть три версии, объясняющие появление таких рисунков, – рассказал Мемепедии Питер. Первая: животные – просто способ отвлечься для скучающих переписчиков. Нам не следует пытаться что-то вычитать в этом – это игра в чистом виде!
Другое объяснение: проказничающие животные предназначены специально для того, чтобы подчеркнуть серьезность текста. Чтобы показать читателю, что находится за пределами доброго Христианского мира – так же принято интерпретировать гаргульи на христианских храмах. И шалящие животные, и гаргульи физически и символически за пределами храма. Мы смотрим на этих животных, и понимаем, что мы-то внутри.
Но третья интерпретация гораздо интереснее. Животные – это зеркало, отражающее нас, читателей! Они здесь, чтобы напомнить нам, насколько мы сами несуразны! На контрасте с серьезным миром текста, эти животные показывают нам, что мы живем в нелепом, жестоком, а часто и бессмысленном мире.
Кот, играющий на лире, был нарисован в Часослове. Франция, 15 в.
Также в своих исследованиях Питер опирается на подход французского философа Анри Бергсона. Он заметил, что животные не смешны сами по себе. Они находятся в полной неразрывности со своей природой. То есть животные никогда не делают ничего такого, что выводит их за пределы их животного начала. Люди, напротив, смешны именно потому, что они пытаются выйти за рамки своей природы и тем самым выявляют свою собственную ограниченность.
Как объяснил Бергсон, мы смеемся над людьми, когда мы замечаем их попытки совершить что-нибудь “искусственное”, что жестко контрастирует с их “живой” натурой. Мы только тогда находим животных смешными, когда проецируем на них человеческие черты. Поступая так, мы увеличиваем разрыв между прямым и честным отношением животных к собственной натуре и нашим искривленным.
Заметьте, что мы смеемся, когда мы видим человека в животном, но не тогда, когда видим животное в человеке. Это обычно как раз пугает.
На картинке с обезъяной стрела, а не труба.
“Заметьте, что мы смеемся, когда мы видим животное в человеке(1!), но не тогда, когда видим животное в человеке. Это обычно как раз пугает.” Мб “мы видим человека в животном”?