Анатолий Чилик – не только один из самых известных сетевых художников в России, но и автор узнаваемых мемов. Его комикс “За маму, за папу” сейчас в тренде на Reddit и появился на известном сайте Know Your Meme. Мы поговорили с Чиликом о работе с брендами, монетизации мемов и изменениях в мемной индустрии.
Ваш комикс “За себя и за Сашку” сейчас в тренде на Reddit, и про него уже сделали статью на Know Your Meme. Как думаете, почему именно он так зашел?
Я вообще не собирался ничего рисовать. Хотел просто найти в интернете шаблон “За маму, за папу, за … ” и вставить туда нужные слова. Но оказалось, что все шаблоны блеклые, и дети там едят без энтузиазма. Пришлось рисовать свой вариант, с эмоциями и контрастом. Так что наверняка именно из-за рисовки эта весьма баянистая конструкция заиграла новыми красками и так разошлась.
Как вы относитесь к тому, что ваши комиксы превращают в шаблоны мемов? Есть ли в этом какая-то выгода для художника? Не задевает ли использование вашего творчества без соблюдения авторского права?
Всегда рад оставить культурное наследие в виде мема. Каждую адаптацию воспринимаю как фан-арт, поэтому на душе приятно от любой переделки. Переживал бы из-за авторских прав – рисовал бы в стол.
Лучшие примеры мемов с шаблоном “За маму, за папу”, по мнению Чилика
Делаете ли вы комиксы с прицелом на то, чтобы люди превратили их в мемы? Например, с шаблоном “Вы прошли курс лечения” вы сами нарисовали множество вариаций.
У каждого комикса есть некий мемный потенциал, который чувствуется ещё на стадии создания. Если мемный потенциал большой, то, конечно, напрашивается подборка комиксов. Никакого прицела нет, но есть понимание того, что да, этот шаблон может стать популярным, раз у меня самого столько вариантов придумалось.
Пример мема, который понравился Чилику
И еще один
Как вы рассказали в интервью на “Пикабу”, вы начинали свой путь “со смешных надписей на демотиваторах”. Каков общий стаж в мемах? С какого года примерно вы стали ими увлекаться?
В 2009 где-то стал увлекаться интернет-культурой. Первый полноценный мем получился в 2013.
Первый мем Чилика
Насколько изменились мемы и их потребление сейчас? Стало проще или сложнее?
У мемов очень сократилась продолжительность жизни. Сейчас утром мем появился – уже к вечеру половина интернета его ненавидит. Через неделю он выжат до максимума, и даже иронично его использовать – моветон. Раньше мемы дефицитом были. За любой «превед медвед» хватались.
Комиксы рисуют многие, но мемными становятся работы очень ограниченного количества художников – как вы думаете, почему? Что нужно, чтобы твоя работа стала мемом?
Лаконичность.
Может ли художник монетизировать мем? Каким образом?
Мемы – народное достояние. Напрямую их, к счастью, монетизировать пока нельзя (исключением разве что являются стоковые фото, вроде фотографий с Гарольдом). Но создание популярного мема – это очень хорошая строка в резюме.
Многие бренды в соцсетях используют мемы, поэтому можно к ним прям заваливаться, подбородок повыше поднимать и [говорить]: «Видал у вас комикс в паблике. Знаете, кто автор оригинала? Я. Готов стать иллюстратором вашей конторы». И все такие ошарашенные стоят, а потом деньгами начинают закидывать. Возможны некоторые преувеличения, но суть такова.
Были предложения от брендов нарисовать комикс или мем для их продвижения? Или, может, реализованные кейсы?
Я вообще живу за счёт брендов, которым нужны комиксы. “Яндекс”, “Майкрософт”, “Лего”, много их. Из кейсов есть, например, реклама функции отправки эмодзи во время спортивных трансляций. Очень показательный пример того, как творческие рамки (спорт + эмодзи) помогают придумать десяток комиксов в кратчайшие сроки.
Можно ли создать действительно хороший мем намеренно и за деньги? Или все лучшее рождается случайно?
При достаточном опыте и понимании структуры юмора и мемов всё можно сделать намеренно.
Рисовать по работе труднее или легче, чем для личных площадок? Отличается ли процесс, когда рисуешь на заказ и для себя?
По работе рисовать легче, потому что там есть конкретные задачи, конкретные цели, конкретные продукты, с которыми можно работать. Это как сочинение на конкретную тему.
Для себя всё гораздо сложнее. Это постоянное сочинение на свободную тему. Самому нужно искать тему, самому нужно контролировать качество, самому отвечать на вопросы «А не вторично ли это?», «А понятно ли это?», «А не посадят ли меня за это?», «Не завяз ли я на одном уровне?». При работе на заказ все эти творческие муки отсутствуют. Ты просто скидываешь всё, что приходит в голову и уже заказчики решают, какие из идей им нужны.
Читайте также
Считается, что вы один из первых пикчеров в русскоязычном интернете и один из авторов самого названия этой профессии. По сути, пикчеры и работают с готовыми мемами, и создают свои. Как вы думаете, почему эта профессия стала такой востребованной?
Интернет сейчас перенасыщен контентом, и в этой среде, разумеется, вырос уровень конкуренции. Хорошие пикчеры дают так необходимое конкурентное преимущество, помогают выделиться. Отсюда и повышенный спрос на пикчеров, и в целом на креатив.
На Reddit периодически появляются треды о том, что мемы умирают из-за того, что в эту культуру пытается погрузиться все больше народу. Как вы думаете, наступит ли момент, когда мемы перестанут интересовать людей, или эта часть сетевой культуры будет жить вечно?
Мемы исчезнут только если мы станем каким-то другим биологическим видом, которому не знакомы такие явления, как пословицы, крылатые фразы, въедающиеся в голову песни. Всё это своеобразные мемы, с помощью которых мы общаемся. Интернет-мемы – такое же средство коммуникации. Никуда они не денутся.
Комментировать