«Мем как инструмент контркультуры» – такая дипломная работа защищена в Тюменском университете. Автор исследования Александра Данилевская раскрыла тему на примере паблика Вконтакте «Абстрактные мемы для элиты всех сортов». Пост о защите уже собирает четвертый десяток тысяч просмотров и вторую тысячу лайков.
За диплом поставили отлично и рекомендовали его к публикации.
Молодой исследователь Данилевская утверждает: мемы для контркультуры сейчас играют ту же самую роль, какую когда-то играли философские тексты.
Сооснователь паблика «Абстрактные мемы для элиты всех сортов» Александр Воланд с другим основателем – Ярославом Конвеем придумали такое название для паблика, “чтобы высмеять массовость таких сообществ как двач, форчан и другие популярные на те времена комьюнити”. В 2015 году они наполняли паблик музыкой, в основном, малоизвестных и начинающих авторов, включая мало кому известную и начинающую тогда еще Монеточку, а также текстами про музыку-философию-политику. Затем паблик вышел в оффлайн: сооснователи начали организовывать фестивали. В конце концов мемы начали доминировать над всем остальным контентом, а жители двух столиц стали преобладать над коренными сибирскими посетителями.
Эволюцию паблика наиболее емко передает цитата из интервью с основателями: «…была идея завести овец в стойло, переименовать стойло в университет, и учить латыни. Но со временем решили забить, потому что осознали, что очень сложно поменять сознание человека в условиях свободного интернета».
Александра констатирует: став массовым, паблик потерял свою авангардность.
Абстрактный – это что конкретно?
“Мем – это современный анекдот. Если раньше картинку надо было пересказывать словами, то теперь ее достаточно запостить в социальные сети, разместить в надлежащем контексте”, – пишет Александра. Действительно, людям постарше проще всего объяснить суть абстрактных мемов, напомнив про популярные когда-то «абстрактные анекдоты». Сложно сказать без специального расследования, когда сочинили опубликованную в паблике историю про Бодрийяра. Возможно, ее знали еще бабушки нынешних посетителей паблика.
Над такими анекдотами не хохотали в полный голос, они были созданы для тонких понимающих улыбок. Впрочем, понимание было доступно всей интеллигенции Союза.
Мысль упрощенная есть мем
“Если человек видит что-то непонятное у нас в группе и начинает гуглить, то обязательно изучит потом и прочитает, если его тема заинтересует. – цитирует Данилевская Воланда. – Мы преподносим на блюдечке, а далее подписчик сам решает, надо ему это или нет. Сам процесс поиска и комментарии тоже подогревают интерес, потому что подписчик задается вопросом: “Почему все понимают, а я не понимаю, я что, такой глупый что ли?”. Вот и получается, что у нас человек видит что-то в мемчиках, а потом книжки начинает читать».
Сравнивая контент паблика с архивными материалами и статьями о сибирской контркультуре позднесоветского и раннеперестроечного периода, автор диплома находит много общего.
На смену реминисценциям философских текстов, которые можно обнаружить в текстах песен сибирских панков пришли мемы, персонажами которых стали Сартр, Камю, Хайдеггер, Кафка. Ницше и другие философы.
Мемы по теме “философия” Александра выделяет в особую категорию, наряду с мемами по теме “музыка” и “Западно-Сибирская контркультура”.
Летов жил, Летов жив, Летов будет жить
Самый популярный персонаж паблика, побивший, похоже, даже Ницше – рок-музыкант Егор Летов.
Про Летова сочиняют анекдоты, из его фотографий и текстов песен создают коллажи и ребусы.
А это отгадка:
«И металлический не плачет дом, хотя в нём вешаются столько лет, Непобедимо сострадает мне и продолжает падать черный снег». (“Гражданская оборона”)
В директоре вымышленного «Сибирского экзистенциального агентства недвижимости» постоянные посетители паблика легко узнают лидера сибирской группы “Инструкция по выживанию” Романа Неумоева, в его клиенте – Егора Летова.
Летову посвящен самый вирусный пост паблика, собравший 404 тысячи просмотров, около десятка тысяч комментариев и 333 репоста. Это был демонстративно фейковый “скрин новости” о том, что музыкант жив, здоров, лежит в больнице и уже написал новую песню.
Тот фейк можно считать хорошей метафорой: Летов-мем действительно живее всех живых в этом паблике, и умирать, похоже, не собирается. Как и Западно-Сибирская контркультура, зародившаяся в восьмидесятые – девяностые, упрощенной формой и творческим аналогом которой, – считает Александра, – является та субкультура, которая представлена в исследуемом паблике.
Возможно, на фокус работы повлияло роковое героическое прошлое научного руководителя Аркадия Кузнецова – участника групп “Гражданская оборона”, “Инструкция по выживанию”, “Чернозем” и других, а также по совместительству – старшего преподавателя кафедры журналистики Тюменского государственного университета.
Для большой филологической науки сибирский панк как часть контркультуры – тема не маргинальная. Ей посвящен, например, «Летовский семинар» в РГГУ, работающий с 2014 года под руководством доктора филологических наук Ю.В. Доманского, крупнейшего в России специалиста по рок-поэзии.
Мем – оружие прекариата*
Александра утверждает: если раньше главным интеллектуальным инструментом борьбы за гуманизацию действительности были философские статьи, то сейчас это – мемы.
Если есть борьба, должен быть и противник. Кому и чему, кроме старинного врага – массовой культуры – противопоставляют себя младоконтркультурщики?
Первое, что бросается при беглом просмотре: здесь явно недолюбливают неолибералов.
Автор мема – Роберт Антонов
Основатели паблика считают себя либертарианцами. Спектр представленных политических движений достаточно широк. Шутят обо всех, шутят против всех. Не всегда можно с уверенностью сказать, каких взглядов придерживается автор шутки, но всегда ясно: он настроен иронично. Точнее, постиронично.
Ирония объединяет всех: и тех, кто настроен более протестно (как Ярослав Конвей), так и тех, кто не хотел бы идти дальше шуток (как Александр Воланд). Впрочем, ирония всегда была для одних оружием нападения, для других – защиты. Вряд ли постирония в этом смысле ушла от иронии слишком далеко.
*Прекариат – класс социально незащищенных работников. По мнению некоторых исследователей и активистов, многие представители креативного класса («креаклы») являются или рискуют стать представителями прекариата.
Все это фейк. Мем про летова был впервые опубликован здесь: https://vk.com/photo-103658333_456240051 . Тогда этот паблос назывался “Историю в массы”.